Европейские котировки голубого топлива сразу взлетели до $1300 за тысячу кубометров Поделиться

Проходящий в настоящее время процедуру сертификации в европейских регулирующих органах российский экспортный газопровод «Северный поток-2» обрел еще одного серьезного оппонента. Как заявила новый министр иностранных дел Германии Анналена Бербок, труба не может быть введена в эксплуатацию, поскольку не соответствует правилам европейского энергетического законодательства. Российские эксперты связывают очередные нападки на энергетический проект с бюрократическими издержками законодательства ЕС, однако полагают, что даже после введения в строй СП-2, работа трубы на полную мощность может быть отсрочена на десятилетия.

В ФРГ вознамерились остановить экспорт российского газа: «Северный поток-2» вновь под ударом

По словам Бербок, которая совмещает высокий дипломатический пост с должностью сопредседателя немецкой партии «зеленых», «при нынешнем положении дел одобрить работу СП-2 не представляется возможным, поскольку европейским правилам он не соответствует».

Новая глава немецкой дипломатии не раскрывает подробностей своих претензий к СП-2, говоря только о несоответствии проекта европейскому энергетическому законодательству и, конкретно, нормам Европейского союза. Очевидно, что имеются в виду те причины, по которым Федеральное сетевое агентство ФРГ в середине ноября приостановило сертификацию оператора трубопровода — швейцарской фирмы Nord Stream 2. Регулятор посчитал, что эта компания, формально владея морским участком газовой магистрали, будет наносить урон конкуренции иных поставщиков энергоресурсов на европейский рынок, так как зона ее ответственности будет распространяться не только на транспортировку, но и на сбыт «голубого топлива» в странах ЕС. По законам Евросоюза, подобные обязательства требуется строго разделить: одна компания должна являться поставщиком углеводородов, другая обеспечивать транспортные услуги, а третья — распространять сырье между конкретными потребителями.

«Газпром» нашел выход: Nord Stream 2, полностью принадлежащая российской монополии, объявила о создании немецкого дочернего предприятия, специализацией которого станет маркетинг российского газа, поступающего по новому маршруту. Этой структуре отойдут как материальные активы — проходящие по территории Старого Света и принадлежащие нашей стране газопроводные ветки, так и персонал, и финансовые связи по обслуживанию клиентов. Юридическое создание новой «дочки», как утверждают представители Nord Stream 2, уже оформлено, а теперь идет процесс бюрократических согласований, на который может потребоваться несколько месяцев.

По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, заявление главы МИД Германии пока не стоит рассматривать в качестве истины в последней инстанции. «Процесс сертификации СП-2 продолжается, не стоит забегать вперед. С регулятором (Федеральное сетевое агентство ФРГ. — «МК») продолжается работа. Надо просто набраться терпения», — считает официальный спикер Кремля, отмечая, что все возникающие сейчас перипетии связаны с техническими нюансами.

«Претензии Бербок необходимо разделить на две составляющие», — объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Первая из них заключается в технологических характеристиках проекта, к которым не должно возникнуть вопросов — СП-2 является самым современным каналом доставки углеводородов европейским потребителям. Вторая проблема также урегулирована — создана отдельная, финансово прозрачная структура, юридически привязанная к европейскому, и, в первую очередь, германскому законодательству. Работа трубопровода будет строго разграничена: поставкой «голубого топлива» займется «Газпром», транзит сырья по морской ветке станет обеспечивать Nord Stream 2, а сбыт углеводородов возьмет на себя новая «дочка» оператора трубопровода, зарегистрированная по немецким юридическим законам.

Впрочем, это не означает, что полноценная деятельность СП-2 начнется с момента запуска трубопровода. Старший брат газового маршрута — трубопровод «Северный поток-1» — уже около десятилетия после ввода в строй продолжает работать не на полную мощность. Его европейские ответвления, локальные транспортные системы OPAL и NEL, также эксплуатирующиеся Германией, задействованы лишь наполовину.

Между тем после заявления Бербок, газовые котировки в ЕС снова преодолели отметку в $1300 за тысячу кубов. “Такие цены не выгодны континенту, тем более, что США, обещавшие ранее заполнить топливный рынок Европы собственным сжиженным топливом, переориентировались на поставки более щедрым азиатским клиентам, — предупреждает Юшков. — Однако, как показывает практика, европейские политики могут выбрать не коммерческие, а политические интересы, что рискует оставить СП-2 даже после запуска в эксплуатацию наполовину пустым, причем на многие годы».