Центр политической информации представил доклад о правовом регулировании интернет-гигантов за рубежом Поделиться
В июне этого года приняли закон «о приземлении», согласно которому иностранные IT-компании с суточной аудиторией более полумиллиона пользователей к 1 января 2022 года обязаны открыть в России филиал. Проект вызвал широкое обсуждение, в некоторых СМИ зазвучали обвинения властей в создании «цифрового ГУЛАГа». Как в других странах удалось наладить диалог с IT-компаниями и действительно ли Россия принимает избыточные меры воздействия, разобрались в своем докладе «Закон «о приземлении» IТ-компаний и правовые условия деятельности на международных рынках» эксперты Центра политической информации.
Основная цель федерального закона — обеспечение механизма взаимодействия IT-компаний с российскими пользователями и органами власти для урегулирования спорных вопросов. Для этого иностранные лица должны разместить на своем сайте специальную форму обратной связи, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а так же открыть филиал, представительство или уполномоченное юрлицо на территории страны.
«Долгое время деятельность IT-компаний находились вне госрегулирования и они могли спокойно уклоняться от исполнения антимонопольного, налогового законодательства, самостоятельно осуществлять регулирование и модерацию. Но IT-компании не в состоянии оградить пользователей от незаконного контента в своих социальных сетях, не могут защитить персональные данные. За последний год 48 государств приняли новые законы, регулирующие деятельность таких компаний. Среди них много развитых стран — это Франция, Великобритания, США, Австралия, Индия, Япония», — рассказал ведущий аналитик Центра политической информации, автор доклада Дмитрий Мышьянов.
В Германии онлайн-платформы, на которых зарегистрировано более 2 млн немецких граждан, обязаны удалять противоправный контент спустя всего 24 часа после его публикации. В Великобритании подготовили законопроект, который предполагает самостоятельную модерацию контента владельцами онлайн-платформ. В Турции приняли закон, который заставляет онлайн-платформы регистрировать свои официальные представительства.
По мнению экспертов, наш закон о «приземлении» IT-компаний стоит рассматривать в комплексе с другими законодательными инициативами, такими как закон о введении оборотных штрафов за не удаление незаконного контента, закон о самоконтроле социальных сетей, закон об измерении интернет-аудитории, а также потенциальный закон о введении «цифрового налога».
«Во Франции введен налог 3% на прибыль IT-компаний. В настоящее время «цифровой налог» введен или анонсируется более чем в 50 странах мира, с разницей лишь в налогооблагаемой базе и проценте», — продолжает Мышьянов.
«Гуглом и Ютубом ежемесячно пользуются более 80 млн россиян, Инстаграмом — чуть менее 60 млн. Россия занимает пятое место в рейтинге, уступая Японии, Бразилии, США и Индии. Выручка одного Гугл за 2020 год составила 85,5 млрд рублей», — говорит Мышьянов.
Да, IT-гиганты зарабатывают в России серьезные деньги, и вряд ли они откажутся от сверхприбылей — поэтому не стоит ожидать их ухода с российского рынка или отказа от соблюдения норм законодательства. Тем более, регулятор — Роскомнадзор — проводит достаточно мягкую политику в отношении IT-компаний и готов к диалогу.
«Россия действует в русле международных трендов. «Приземление» — термин, который дает понять, что если ты работаешь «на земле», то должен следовать правилам. Потребители должны иметь возможность вступать в правовые отношения с компаниями. Это выравнивание прав, а не «цифровой ГУЛАГ», — прокомментировал доклад генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Политолог Сергей Судаков подытожил, что права и свободы зарубежных корпораций должны заканчиваться там, где начинаются наши национальные интересы.