Какой церковный праздник 23 октября: народно-христианский праздник Евлампий Зимоуказатель

 

В церковном календаре 23 октября дата почтения двух святых мучеников — брата и сестры Евлампия и Евлампии. Другие названия праздника: «Зимоуказатель», «Евлампий», «Евлампий-светильник». В этот день крестьяне выходили смотреть на месяц, куда он смотрит, и по нему предсказывали погоду. На Руси в этот день наблюдали за разными приметами, по которым можно было судить о предстоящей погоде. Евлампий и Евлампия жили в Никомидии и происходили из знатной семьи. Первым христианство принял Евлампий. Узнав об указе императора о том, что город должен быть избавлен от христиан, юноша посмеялся над безумным распоряжением. Его тотчас же схватили и привели на суд, где он показал себя верным христианином: несмотря на все пытки, Евлампий не отрекся от своих убеждений. Как только Евлампия узнала, что ее брат страдает за Христа, сразу же прибежала на суд. Там девушка также объявила себя христианкой и добавила, что готова терпеть мучения вместе с Евлампием. Вскоре брата и сестру казнили. Какой церковный праздник сегодня 23 октября: памятные даты, традиции этого дня С этого дня начиналась заготовка лучин на зиму. Для этого брали сухие смолистые поленья без сучьев, от них откалывали тонкие щепы длиною в аршин (около 71 см). Лучины устанавливали в специальные металлические зажимы — светцы, которые были расставлены в избе. Светцов могло быть несколько, в зависимости от благосостояния семьи. Лучину в светец устанавливали наклонно, горящим концом вниз. Под лучину обязательно помещали ушат с водой или металлический противень, чтобы предотвратить пожар. Лучина горела быстро, поэтому ее нужно было постоянно менять. Этой работой в семье занимались дети. Они же и следили за тем, чтобы от лучины не загорелась изба. Свечи на Руси были дорогим удовольствием, поэтому все домашние работы вечерами выполнялись под свет лучин: женщины ткали, вязали, пряли, мужчины выполняли столярные работы, валяли валенки. В народе верили, что огонь, исходящий от лучины, был основной стихией, которая управляла миром. Воспринимали его как все уничтожающее на своем пути пламя, от которого невозможно спастись. Седмица 22-я по Пятидесятнице, поста нет. Установлены следующие памятные даты: День памяти мученика Евлампия и мученицы Евлампи́и; День памяти святителя Иннокентия (Смирнова), епископа Пензенского; День памяти преподобного Амвросия Оптинского; День памяти святителя Амфилохия Печерского, епископа Владимиро-Волынского; Память Собора Волынских святых; День памяти блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского; День памяти мученика Феотекна Антиохийского; День памяти преподобного Вассиана (Василия) Константинопольского, игумена; День памяти преподобного Феофила Тивериопольского, исповедальника; Акафистной Зографской (Предвозвестительница) — иконы Божией Матери. Какой церковный праздник сегодня 23 октября: Акафистной Зографской иконы Божией Матери, история иконы В XIII веке на св. Афонской горе в затворе проводил подвижническую жизнь один старец. Он имел благочестивый обычай ежедневно и по нескольку раз прочитывать акафист перед образом Богородицы. Однажды старец, читая акафист и немолчно повторяя слово «радуйся», вдруг услышал голос, исходивший от иконы: — Радуйся и ты, старец Божий! Подвижник в ужасе затрепетал, но неземной голос кротко продолжал: — Не бойся, но иди поскорее в монастырь и объяви братии и игумену, что монастырю угрожает опасность от врагов, которые уже близко. Кто слаб в духе терпения, пусть скрывается, пока пройдет искушение; но ищущие страдальческих венцов пусть остаются. Старец немедленно оставил келью и поспешил в обитель. Едва он вступил в монастырские ворота, как его взору представилась та келейная икона, перед которой он только что читал акафист. Невидимая чудесная сила перенесла ее сюда из кельи подвижника. Старец пал перед образом с благоговейной молитвой и потом с пречистым образом на руках явился к игумену. Братия, узнав о предстоящей опасности, сильно встревожилась. Более малодушные из иноков поспешили скрыться в горы и пропасти, а двадцать шесть сильных духом иноков, в числе которых был и сам настоятель, остались в обители. Старец, получивший небесное откровение, также остался вместе с ними, будучи для них утешителем в предстоящем испытании. Враги не замедлили явиться. Это были латиняне, которые в то время старались обращать в католичество православных христиан. Прибыв в обитель и подступив к башне, в которой заперлись мужественные иноки, они пытались сначала увещаниями склонить их к отречению от православия. Уговаривая их признать папу главой Вселенской Церкви, латиняне обещали за это поборникам православия всякие милости и денежное вознаграждение. Но верные сыны своей православной церкви остались непреклонными. Тогда враги православия обложили башню дровами и хворостом и зажгли. В пламенной молитве к Господу иноки возносили благодарность Всевышнему за то, что Он сподобил их принять мученический венец, и все предали свои непорочные души Отцу Небесному. Мученическая кончина их последовала 10 октября 1274 года. В Зографском синодике, а также и в болгарских святцах приводятся и имена пострадавших. Чудотворная икона Богоматери, предварившая старца о бедствии, впоследствии была обретена невредимой под пеплом и развалинами обители. В настоящее время этот образ находится в Зографском монастыре, и перед ним горит неугасимая лампада. Акафистной называется эта икона потому, что на литургии иноки вместо причастна поют перед ней акафист. На Афоне, в Хилендарском монастыре, есть и другая икона, носящая то же наименование Акафистной, сведения о которой помещены под 12 января.