Игра на виолончели благотворно воздействует на головной мозг

 

Канадские ученые провели долгосрочное фМРТ-исследование, в ходе которого учили лежащих в сканере добровольцев играть на виолончели. Они выяснили, что во время обучения улучшаются функциональные связи аудиторных и моторных отделов головного мозга. Они сообщают, что подобная пластичность не зависит от успехов в обучении, а обусловлена самой тренировкой. Игра на музыкальных инструментах требует эффективной работы аудиторных и моторных систем, которая улучшается со временем и опытом, до сих пор, однако, до конца не ясно, как именно. В том, как пластичность связей между аудиторными и моторными отделами налаживается при обучении игре на виолончели, решила разобраться группа ученых из Монреальского неврологического института Университета Макгилла под руководством Роберта Заторре (Robert Zatorre). В их исследовании приняли участие 13 добровольцев, которых в течение месяца дважды в неделю практиковались в игре на МРТ-виолончели — музыкальном инструменте, созданном из немагнитных и непроводящих материалов (стекловолокна, дерева, пластика и кетгута), звук с которого записывается при помощи двух оптических сенсоров, закрепленных на струнах, и одновременно подается в наушники играющему. Во время обучения участники лежали в специальной картонной конструкции, имитирующей настоящий МРТ-сканер. Само сканирование проводили трижды: до начала, через неделю после начала и по окончании обучения. Во время фМРТ-эксперимента добровольцам было необходимо либо самим играть на инструменте, либо просто слушать выученные мелодии. Эффективность обучения игре на виолончели оценивали, подсчитывая количество совершенных ошибок. В результате обучения участники стали совершать меньше ошибок как в темпе, так и высоте. Активность моторных и левой теменной зон при пассивном прослушивании выученных мелодий значительно (p < 0,004) увеличилась в процессе обучения по сравнению с первым днем эксперимента. Значительное (p = 0,06) повышение функциональных связей со временем и приобретением опыта игры на виолончели наблюдалось между участками внутри дорсального аудиторно-моторного пути: дополнительной моторной зоной, аудиторной корой и левой теменной зоной. Интересно, что улучшение функциональных связей не было связано с точностью игры и происходило исключительно благодаря активному процессу обучения. От индивидуальных успехов в обучении, однако, зависела, например, активность гиппокампа, отвечающего за память и моторный контроль. Проведенное исследование в очередной раз показывает возможность мозга меняться под воздействием опыта. Разные составляющие получения подобного опыта, тем не менее, воздействуют на мозг по-разному: что касается игры на виолончели, то улучшает работу аудиторно-моторного нейронного пути сам факт обучения, а не его качество или индивидуальные успехи. В целом, полученные результаты могут быть полезны в педагогике и реабилитации. Статья ученых опубликовама в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.