Выясняем, что стало с МСЦ № 6 ЗИЛа после сноса его исторического здания, где когда-то производили легендарные советские лимузины
Фото: Людмила Пахомова / ИТАР-ТАСС
Механосборочный цех № 6 когда-то был святая святых ЗИЛа. Долгое время это подразделение Лихачевского завода и вовсе было засекреченным, поскольку в нем проектировали и производили автомобили для высшего руководства СССР. Легендарные лимузины ЗИЛ уже давно стали частью истории, однако цех, из ворот которого когда-то выезжали роскошные правительственные автомобили, вопреки всему продолжал существовать и даже в каком-то виде функционировал. Год назад здание легендарного Механосборочного цеха № 6 все же снесли. Впрочем, похоже, его история на этом не закончилась.
«Да, мы еще существуем. Исторического здания больше нет — его снесли, а мы располагаемся в ближайшем Подмосковье. Приезжайте, все покажем», — ответил женский голос на том конце трубки. В это с трудом верилось, поскольку еще в прошлом декабре страницы профильных изданий в интернете пестрили грустными заголовками о кончине последнего оплота советского автопрома.
Впрочем, история спасения наследия ЗИЛа началась немного раньше. В самом конце 2014 года, когда уже вовсю шла продажа имущества завода и подготовка его территории к застройке, несколько энтузиастов взяли у города в аренду механосборочный цех № 6 и основали на его базе частное предприятие ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ» — «Механосборочный цех № 6 Автомоторного общества Завода индивидуальных лимузинов».
Сохранив часть специалистов, занятых в свое время в производстве правительственных ЗИЛов, новое предприятие начало заниматься сборкой машин из оставшихся комплектующих, реставрацией старых автомобилей, а также ремонтом и техническим обслуживанием лимузинов, оказавшихся в частных коллекциях.
«На тот момент на производстве работало около 35 человек, которые оставались в МСЦ № 6 из коллектива завода, а сам механосборочный цех стал заниматься исключительно доделкой ЗИЛов из оставшихся комплектующих, а также реставрацией», — рассказывает нынешний административный директор Юлия Куклина.
По сути, с 2015 года и до сих пор МСЦ № 6 — это частная компания, которая продолжает работать под историческим брендом и занимается реставрацией исключительно ЗИЛов для частных заказчиков и музеев.
Само историческое здание Механосборочного цеха № 6 по адресу Автозаводская улица, дом 3, в котором все сохранялось вплоть до прошлого года, имело общую площадь свыше 15 тыс. квадратных метров. В советское время в нем располагалось не только сборочное производство, но и конструкторское бюро легковых автомобилей ЗИЛа. А в период расцвета завода в МСЦ № 6 работало более 700 человек.
«У нас еще есть свой собственный маленький музей автомобилей ЗИЛ. Небольшая экспозиция машин, которые были отреставрированы нами после 2015 года, находится на Сокольническом валу и открыта для бесплатного посещения практически ежедневно», — подытоживает Юлия.
Сам же МСЦ № 6 со остатками оборудования и небольшим коллективом сотрудников почти два года назад переехал в складские и промышленные помещения в небольшой поселок Апаринки Ленинского района Подмосковья. На данный момент здесь полным ходом идет реставрация седана ЗИЛ 111 и редчайшего автобуса ЗИЛ 127, которых в мире осталось лишь несколько экземпляров.
По словам мастеров, в определенный период эти автобусы просто-напросто отправлялись на металлолом за ненадобностью, поскольку ширина их колеи превышала допустимые современным техническим регламентом значения. Из-за этого автобус считался негабаритным.
Мастера также отмечают, что сейчас за год по полному циклу могут отреставрировать не более трех машин, поскольку предприятие теперь занимает два небольших помещения, а коллектив состоит всего лишь из 20 человек. Впрочем, среди этих людей есть и настоящие старожилы ЗИЛа.
Владимир Васильевич Харинов, который сейчас трудится над восстановлением 127-го автобуса, начал работать на ЗИЛе еще в 1980 году. «Изначально к шестому цеху я не имел никакого отношения. После школы я поступил во ВТУЗ при ЗИЛе, который, надо сказать, давал неплохое техническое образование. Учеба совмещалась с практикой на предприятии, и за это время я проработал на конвейерах моторного и кузовного корпуса, а затем и на главном конвейере, — рассказывает Владимир Васильевич. — Первые три года после института я отработал мастером, а после ушел в инженеры-испытатели и далее 15 лет трудился в бюро дорожных испытаний грузовых автомобилей ЗИЛа. В те годы я участвовал в доводке полноприводных машин, а потом работал над «бычком» (ЗИЛ 5301) и автобусами на его базе».
О последних годах работы на ЗИЛе Владимир Васильевич вспоминает с неохотой. «Первый раз я почувствовал, что завод уже точно не спасти в 2010-м. К 2012 году начались массовые увольнения, а задержки по заработной плате достигали полугода. В какой-то момент я даже уходил на другое предприятие, но потом все же вернулся на родной завод. А в цехе № 6 я оказался уже 2015-м году, когда меня сократили из отдела испытаний. В те годы в самом механосборочном цехе легковых автомобилей все еще занимались сборкой машин, и как раз в тот момент он переходил в частные руки. Вот с тех пор и до сегодняшнего дня я здесь занимаюсь реставрацией ЗИЛов.
За эти годы через мои руки прошла машина ЗИЛ 4906, более известная как «Синяя птица», которая сейчас находится в музее в Пышме. Затем я восстанавливал его предшественника ПЭУ-1, а сейчас занимаюсь реставрацией автобуса ЗИЛ 127, который был выпущен в 1956 году. Это был первый советский междугородний автобус, который курсировал из Москвы в Ялту и Симферополь, или, например, из Ленинграда в Таллин. Всего на ЗИЛе было выпущен 851 таких автобусов, а шасси нашего экземпляра носит номер 220», — завершает Владимир Васильевич.
Другой ветеран ЗИЛа, который до сих пор трудится в наследнице МСЦ № 6, — это Александр Иванович Шишкин, отметивший недавно свое 80-летие. «В 1956-м я поступил в техническое училище при ЗИЛе, где готовили специалистов-станочников и слесарей-ремонтников. Практику во время обучения проходил в модельном цехе, где, по правде говоря, было сложно работать. Быть может по этой причине, я закончил училище с отличием», — говорит он.
Александр Иванович до сих пор бережно хранит свою дипломную работу, которую после защиты его преподаватель не сдал в архив, а оставил ему на долгую память.
Впрочем, сразу после выпуска молодому специалисту пришлось отправиться на службу в армию. А на завод он вернулся лишь в 1962-м году, где сперва начал работать в моторном цехе, а затем перешел в инструментальный. Несколько лет спустя Александр Иванович получил второе образование и перешел на инженерную должность в управление инструментального производства.
«Но инженерам платили не очень много, а мне нужно было кормить семью. Поэтому в 1987-м году по приглашению тогдашнего заместителя начальника МСЦ № 6 Николая Петровича Овсянникова я перешел в его подразделение и вновь начал работать за станком. И надо сказать именно в те годы я впервые почувствовал, что завод идет не тем путем. Не было должного развития производства, новых наработок стало гораздо меньше, чем в прежние годы, да и по инструментальному оснащению мы уже отставали. Ну, а что случилось с ЗИЛом потом, вы и сами знаете…», — говорит Александр Иванович.
Конечно, нынешний МСЦ № 6 уже имеет посредственное отношение к тому самому легендарному цеху, из ворот которого выезжали роскошные советские лимузины. Сейчас он скорее представляет собой реставрационную мастерскую, специализирующуюся исключительно на ЗИЛах, нежели производство. А за сохранение наследия большого завода даже хотя бы в виде остатков оборудования в мастерских или небольшого музея в Сокольниках волнуются переживают только частники.