На презенты треть граждан готова потратить больше 10 000 рублей Поделиться

На празднование Нового года среднестатистическая российская семья планирует потратить 27,5 тысяч рублей — на 10% больше, чем в прошлом году. Основная часть средств пойдет на покупку подарков и новогодний стол. Исследование международной аудиторской компании Deloitte подтверждает тенденцию последних лет: траты россиян в эти декабрьские дни неуклонно растут, вне зависимости от любых внешних обстоятельств – будь то удары пандемии, высокая инфляция или падение реальных доходов населения.

Россияне назвали самый желанный подарок на Новый год

Итоги проведенного Deloitte интернет-опроса свидетельствуют еще об одном интересном и показательном явлении: в подарки люди готовы вложить 44% своего новогоднего бюджета. И это очень высокая доля. Причем 38% респондентов собираются ограничиться суммой до 5 тысяч рублей, 15% — от 5 тысяч до 10 тысяч, а 37% — не пожалеют сумму свыше 10 тысяч рублей. Большинство опрошенных (53%) хотят получить в подарок деньги, на втором месте в списке предпочтений – косметика и парфюмерия (27%), на третьем (24%) – всевозможные электронные гаджеты.

«По всем прогнозам, траты россиян на грядущее зимнее торжество превзойдут прошлогодние на 10-15%, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Нас ждет традиционное для декабря потребительское и ценовое ралли. Дорожать будет абсолютно все, включая стандартный набор продуктов и напитков для новогоднего стола. Средняя стоимость красной икры уже взлетела до 5 тысяч рублей за килограмм, а во многих магазинах ее дешевле 7-8 тысяч рублей не найти. И такого рода ценовых подскоков достаточно много». Действительно, участники рынка уже фиксируют подорожание конфет и мандаринов, вина и практически всех ингредиентов салата оливье.

Но самое любопытное в докладе Deloitte, по словам Масленникова, состоит в следующем: доля планируемых расходов на подарки на два процентных пункта выше доли трат на новогодние угощения (44% против 42%). И она в дальнейшем будет только увеличиваться. Это связано с ожидаемым январским скачком цен на одежду и обувь (на 15-25%), а также на импортную бытовую технику и электронику.

То есть люди потихоньку начинают отдавать предпочтение так называемым инвестиционным покупкам, понимая: электрический чайник, кофеварка, кухонный комбайн или смартфон, во-первых, наверняка подорожают в 2022 году, во-вторых, точно придутся ко двору в качестве новогоднего презента. Тем более, — одному из домочадцев. А на еде можно и сэкономить. Государство как-то еще может повлиять на ее рыночное ценообразование, выделив, например, дополнительные субсидии животноводам и овощеводам, или собрав более богатый урожай. А вот стоимость ноутбука или наушников уже не скорректируешь, эта зарубежная техника будет только дорожать.

«Ко всему прочему, — отмечает Масленников, — пандемическая ситуация (и вызванные ею глобальные экономические, производственные проблемы) совпала со сложившимся циклом обновления бытовых приборов и электронных гаджетов: раз в три-пять лет, в зависимости от спецификации, эти устройства приходится менять на новые. А какой повод может быть лучше Нового года? Люди видят: импорт дорожает, рубль укрепляться не намерен, инфляция ускоряется – и в России, и в мире. Скажем, прогноз по годовой инфляции в США – 6,8%».

Кстати, по данным опроса, в Европе больше всего на празднование Нового года тратят в Испании, не самой богатой стране континента, – в среднем €632 (по курсу 52,6 тыс. рублей) на семью. В Великобритании — €614 (51,1 тыс. рублей), в Италии – €528 (44 тыс.). В Германии и Греции на торжество расходуют, соответственно, €484 (40,3 тыс. рублей) и €451 (37,5 тыс. рублей).

Эксперты связывают результаты исследования международных аудиторов и недавним российским соцопросом, который показал: 11% россиян (15 млн человек) готовы взять перед Новым годом кредит на праздник. Главным образом эти заемные деньги будут потрачены на подарки (об этом сообщило 56% респондентов) и продукты к новогоднему столу (36%). Так что и здесь наблюдается явный крен в сторону подарков. Между тем, последствия такого потребительского поведения просчитать невозможно. Понятно, что мотивация людей велика и обусловлена естественной потребностью в подлинном празднике, стремлением хотя бы раз в год ощутить атмосферу сказки, расслабиться, отвести душу. Однако зачастую расплачиваться за этот ослепительный миг приходится очень долго и тяжело.