Table of Contents
Про дистанционное образование говорят много и часто. Сейчас онлайн-курсы на любой вкус могут найти не только взрослые, но и дети — начиная от более-менее традиционных скайп-занятий по иностранному языку, заканчивая шахматами и программированием. Эффективен ли этот формат для детей? Помогает ли такой интерактив замотивировать и заинтересовать ребёнка учёбой? В каком возрасте лучше начинать?
Несмотря на то, что онлайн-обучение легко организовать, и оно, как правило, дешевле традиционных уроков, во многих случаях оно всё же значительно уступает по эффективности очным занятиям. Особенно это заметно при обучении иностранным языкам. Сейчас учить, например, английский предлагается на специальных онлайн-платформах и с преподавателем по скайпу.
Особенности онлайн-обучения
Онлайн-платформы помогают зазубрить новые слова и правила. Однако этого недостаточно, чтобы ребёнок начал применять полученные знания в жизни. Чтобы выучить язык, на нём нужно разговаривать, все новые слова и грамматику необходимо применить в речи, иначе они так и останутся в пассиве, а позже просто забудутся. Разговорная практика — основа всего обучения. Поэтому занятия на онлайн-платформах можно использовать как дополнение к очным урокам, но не как их замену.
Другой популярный способ онлайн изучения языков — уроки по скайпу. Есть несколько причин, почему этот формат плохо работает с детьми (говорим про возраст до 13-14 лет).
1. Восприятие. Дети используют широкий спектр чувств, чтобы учиться: зрение, слух, осязание, моторику, обоняние. При этом движение играет для них несопоставимо бóльшую роль, чем для взрослых. На очных занятиях преподаватель может использовать карточки, мячи, реальные предметы, игрушки, двигательные и ролевые игры. В скайпе учитель вынужден ограничиваться визуальным и звуковым рядом, нет возможности творческого использования пространства (ребёнок прикован к экрану компьютера). Это существенно снижает эффективность обучения и вовлечённость ученика в процесс.
2. Смена деятельности. В зависимости от возраста, ребёнок может удерживать внимание на одном виде деятельности не дольше определённого промежутка времени (от 2 минут в 4 года до 10 минут в 13-14 лет). А это значит, что для эффективного использования времени урока преподаватель должен постоянно переключаться — разговор, движение, аудирование, песня, игра, раскладывание пазла и так далее. Скайп-уроки более однообразны и возможностей для переключения намного меньше, а значит, ребёнок быстрее устаёт и хуже запоминает новый материал.
3. Мотивация. Третья проблема скайп-уроков — отсутствие персонального контакта преподавателя с учеником. Все практикующие преподаватели признают, что наладить доверие и взаимопонимание при дистанционном обучении намного сложнее, чем при личном общении. При этом контакт с преподавателем — ключевой момент при обучении ребёнка языку. В отличие от взрослых, дети не ощущают практическую необходимость изучения языка. Их мотивирует другое — доверительная и комфортная атмосфера на уроке, контакт с преподавателем, интересные задания. Если такого контакта не возникает, обучение не принесёт желаемого результата — тест ребёнок может и сдаст, а вот говорить на иностранном языке не научится.