Вернуть лицо

Эдуард Шихирман

Операции по омоложению лица — самые благодарные. «Они приносят в жизнь пациентов наибольшее количество позитива и радости», — считает известный пластический хирург Эдуард Шихирман. Чем отличается современный фейслифтинг лица? От чего зависит результат операции? Что позволяет сделать его естественным и гармоничным. Об этом и многом другом он  рассказывает в этой статье.

В результате ваших операций лицо выглядит намного моложе, но при этом сохраняет естественность.  В чем секрет успеха? Говорят, Эдуард Шихирман использует какие-то особенные  технологии.

Не могу сказать, что я использую какие-то особенные, суперновые технологии. Хирургия, в том числе пластическая, — очень консервативная область. Технологии здесь меняются достаточно редко. При этом для подтяжки каждой части лица — лба, бровей, висков, средней зоны, шеи и так далее — существует  набор определенных методик. Чем больше их в «палитре» хирурга, чем большим количеством оперативных приемов он владеет, тем больше вариантов операций он может предложить. Все лица разные: по строению, по проявлениям старения. Для каждого случая важно подобрать свои методики. Иногда в один день я провожу два совершенно разных варианта фейслифтинга. Конечно, с накоплением опыта приходишь к набору приемов, которые у тебя отработаны и дают наилучший результат. Из многих методик складывается личный метод. Но это не означает, что Эдуард Шихирман что-то придумал сам. Никакого ноу-хау нет, основной секрет — в комбинации методов.

Я никогда не стремился с кем-то соревноваться, а просто люблю свою профессию. Мне нравится заниматься современной, высокотехнологичной хирургией, использовать все существующие методы. На мой взгляд, это высший пилотаж!

Чем, на ваш взгляд, отличается современная хирургия лица?

Главная задача современных операций по омоложению лица — поставить ткани «на место». Если раньше в основном подтягивали нижнюю треть лица и веки, а со средней зоной лица работали редко, то сегодня фейслифтинг без ее омоложения ничего собой не представляет. Мы возвращаем в прежнее молодое положение все структуры, которые опускаются из-за гравитационного птоза — не только кожу, но и подлежащие ткани. Сделав 60-летней женщине только подтяжку кожи, вы увидите ту же 60-летнюю женщину, но только с натянутой кожей.

Иногда я сам поражаюсь, как в результате правильно проведенной операции молодеет, хорошеет лицо.

Современным женщинам (впрочем, и некоторым мужчинам) свойственен в хорошем смысле перфекционизм. Многие из нас не хотят мириться с проявлениями старения в достаточно молодом возрасте. Вы это как-то учитываете в своей практике?

Конечно. В нашей клинике мы сделали комплекс для молодых женщин — 30-35 лет. В него входит подтяжка средней зоны лица и век — они, как известно, стареют в первую очередь: щеки опускаются, углубляются носогубные складки, под глазами образуются мешки. Лицо выглядит уставшим. Поскольку в этом возрасте в большинстве случаев овал лица не изменен, данных мер оказывается достаточно. Операция проводится с применением эндоскопии, не оставляет заметных рубцов. Через разрезы по ресничному краю нижних век одновременно убираются грыжи, избыточная кожа век и проводится срединный лифтинг. Этот способ менее травматичен, отличается быстрой реабилитацией. При этом лицо становится гораздо свежее, молодеет в среднем на 10 лет. Кстати, этот комплекс очень нравится и мужчинам.

Женщинам от 40 до 55 лет, как правило, уже требуется фейслифтинг. Это всегда комплексная операция. Способы ее проведения зависят от изменений лица, его анатомии. Я не устаю повторять: пластические хирурги не художники. Мы ориентируемся на пропорции: сверху вниз лицо делится на три части, а справа налево — на пять частей. И в этой «решетке» сразу видно, что стоит «на месте», а что необходимо переместить, поднять, вернуть в прежнее молодое положение. Бывают операции, которые затрагивают все структуры лица: лоб, виски, веки, среднюю и верхнюю трети, шею. 

Откуда взялось такое ограничение по возрасту? Получается, в 70 лет фейслифтинг делать поздно?

Фейслифтинг возможен и в 60, и в 70 лет. Но тут надо учитывать, что после 55 лет качество кожи меняется. Когда установленные на место ткани покрывает кожа не того тургора, эффект уже будет меньше. Все нужно делать вовремя! Если вас в своей внешности что-то раздражает, не ждите 70 лет.  Идите и хотя бы поговорите с пластическим хирургом.

Насколько часто фейслифтинг требует подтяжки SMAS?

В моей практике — в 99 процентах случаев. Любое изменение овала лица (даже всего лишь «намек» на брыли) говорит о провисании SMAS. Очень важно поставить его на место, а не ограничиваться малотравматичной операцией. Конечно, работа с этой структурой непростая история. Мы затрагиваем более глубокие слои, где проходят сосуды и нервы. Но зато операция дает более стойкий, надежный результат.

Работа с тканями может вернуть лицу молодой объем?

Нет, задача операции — поставить их на свои места. Но это можно сделать с помощью других методик. Существует множество вспомогательных приспособлений, которые помогают хирургу украсить лицо, сделать его более молодым. Например, для увеличения объема скул или размера подбородка я нередко использую имплантаты. Очень хороший эффект для мобилизации тканей дают эндотины. Для восполнения утраченного объема жировой клетчатки сегодня успешно используются липофилинг и филлеры (уже после операции). 

Через ваши руки проходит огромное количество пациентов. Какие проблемы волнуют их в первую очередь? Какие вопросы они задают? 

В голове современных пациентов настоящая мешанина из почерпнутой в интернете информации, журналистских и научных статей. Так что вопросы бывают самыми разными. Но в целом их волнуют три основных проблемы. Все хотят, чтобы операция прошла с минимальным количеством разрезов, не изменились черты лица, а реабилитация длилась два дня.

И что вы на это отвечаете? 

Первое желание иногда вполне осуществимо. С использованием эндоскопической техники разрезов стало меньше. Хотя, конечно, чем старше пациент, чем больше избытки тканей, тем большее количество разрезов ему требуется.

По второму поводу тоже не стоит особенно волноваться. Корректно выполненная операция не меняет черты, а просто убирает количество лет. Ведь мы ничего не «перетягиваем», не перемещаем, а просто ставим ткани на место. Результат получается естественным.

А вот третье желание в моем случае относится к разряду неосуществимых.

Потому что это обширное вмешательство…

Безусловно. Иногда ко мне на повторную операцию приходят пациентки и говорят: «В прошлый раз доктор все сделал идеально! Уже на третий день я вышла на работу, и никто ничего не заметил». Интересуюсь, когда была проведена операция. Оказывается, два года назад! Спрашивается, что же вы теперь опять приходите на повторный лифтинг? Ведь это же не шутка, каждые два года лицо подтягивать! После моей операции спустя три дня можно только дойти из спальни в гостиную, потому что будут отеки, синяки. На люди можно появиться лишь через три недели, а увидеть окончательный результат — через три месяца. Хотя операция проводится с помощью эндоскопа, мы все равно расслаиваем и рассекаем ткани, на их восстановление требуется время. Но зато вы будете выглядеть моложе на 20 лет. И этот выигрыш во времени сохранится на всю жизнь. То есть в 80 лет вам никто не даст больше 60.

Вы проводите любые виды операций. Чем вам близок фейслифтинг?

На мой взгляд, это самая благодарная операция. Мы живем в азиатской стране с суровым климатом, ходим закутанными в одежду семь месяцев в году, видно только лицо. Естественно, ему придается особое значение. Не менее важно, что в фейслифтинге нуждаются люди определенного возраста. Период от 40 до 50 лет — самый сложный для женщин. Нередко они впадают в депрессию, потому что в душе они еще молоды, а из зеркала на них смотрит совершенно другое лицо. Стоит эту ситуацию изменить, и настроение тоже совершенно меняется. 40-летние женщины радуются как девчонки. Размещают в Instagram фото «до» и «после» операции — «Найдите десять отличий!». Это же хорошо, прекрасно! Операции, которые меняют возраст, приносят в жизнь гораздо больше позитива и радости, чем другие пластические операции.

Пластическую хирургию неслучайно называют хирургией качества жизни. Мы не спасаем жизни, а меняем восприятие самого себя. Что такое счастье? Сложный вопрос. Но, безусловно, важным его условием является, чтобы человек себе нравился, был с собой в ладу. Кстати, счастливая и уверенная в себе женщина и с мужчинами ведет себя по-другому: становится более теплой, позитивной, открытой. Так что, помогая женщинам, я в результате еще и помогаю мужчинам.