Мы привыкли приравнивать неудачи к ошибкам, но так ли это? Может быть, провал – это наш шанс во всем разобраться, понять, как действовать дальше?
Нам не хватает по-настоящему философского подхода к неудачам! Такой подход смог бы выявить их положительную сторону, показать, что неудачи способны стать источником мудрости, в то время как успех в лучшем случае порождает лишь опьянение.
Размышление о благотворности неудач отсутствует в западной философской традиции. А то, что говорят о них великие философы, внушает нам скорее чувство вины. По мнению Декарта, если мы обманываемся и заблуждаемся, это происходит потому, что мы неправильно использовали свою волю, а ведь это самая важная человеческая способность, единственная, которая делает нас подобными Богу. Тут и впрямь есть за что себя винить! Для Канта неудача прежде всего связана с неправильным применением разума: того человеческого «инструмента», с помощью которого мы пытаемся вырваться из пут низменных склонностей.
Значит, когда мы терпим неудачу, то это неудача в нашем становлении людьми, в нашем «очеловечивании»! Как же далека эта мысль от спасительной идеи, согласно которой неудачи помогают нам расти над собой. От той идеи, которую выдвинул сначала Фрейд, а потом Лакан и которую подтверждает вся история медицины: только тогда, когда что-то «не работает», мы начинаем понимать, как это должно работать. Ведь именно в этом смысл симптома: это дисфункция, которая многое говорит о нашем обычном «функционировании».
Возьмем, однако, пример попроще – соковыжималку. Когда она работает, вы не задаетесь вопросами, а просто берете половинку апельсина, нажимаете на кнопку и ждете. Соковыжималка заинтересует вас в тот день, когда сломается или начнет работать со сбоями: тогда вы начнете ее ощупывать, переворачивать, разбирать на части. Именно тогда, когда она сломается, вы начнете понимать, как она устроена.
Кризис – тот момент, когда мы можем попытаться увидеть, что происходит на самом деле
Это рассуждение верно и для глобального капитализма: кризис, который он переживает, проливает новый свет на его сущность. Слово «кризис» происходит от греческого «krinien», «отделять». Кризис – тот момент, когда нам открывается реальность, момент, когда мы можем попытаться увидеть, что происходит на самом деле.
Такова благотворность провала: он предоставляет нам время для паузы, размышления, возвращения к себе, дает нам шанс перестать двигаться вперед. Конечно, бывают такие провалы, после которых мы уже не можем оправиться, неудачи, с которыми мы, к несчастью, себя отождествляем, болезненно смешивая «потерпеть неудачу» и «быть неудачником». Разумеется, у всех нас разные ресурсы для восстановления. И это еще один повод напомнить, что успех – это не всегда удачный исход. Бывают опасные успехи, преждевременные, опьяняющие: спорт высоких достижений предлагает нам множество примеров, когда чемпионы не выдержали слишком ранних побед.
Мы часто забываем, что у успеха есть цена и что путь к достижениям никогда не бывает чередой побед. Достижения в долгосрочной перспективе всегда оказываются результатом последовательности успехов и неудач.
Читайте также