В реанимацию по воздуху. В Москве появился медицинский вертолетный отряд, который доставляет тяжелобольных пациентов в больницу. Основной профиль эскадрона врачей – инфаркты и инсульты. Современное оборудование на борту и скорость позволяют спасти десятки людей. На вызов отправился и корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов. Посадку запрашивает летающая реанимация, вертолет Центра экстренной медицинской помощи. В больнице имени Юдина в Москве машина теперь дежурит и днем, и ночью. Рано утром на два часа отлучается на техосмотр, берет новый экипаж и к восьми возвращается на базу. Диспетчер разрешает посадку. В мегаполисе на редкость летная погода. Видимость идеальная, хотя экипаж работает и в снег, и в дождь. Садиться на специальную площадку при больнице могут хоть с закрытыми глазами, каждодневная рутина. Другое дело на вызове, в условиях плотной застройки. «При посадке в городе очень много препятствий – какие-то здания, какие-то провода между ними. Введение осмотрительности в этом случае очень важно. По опыту могу сказать, что очень редко бывает, когда мы не можем вылететь по метеоусловиям. В 90% случаях мы вылетаем», – указал заместитель командира эскадрильи Московского авиационного центра Вячеслав Каленов. На земле экипаж встречают врач и фельдшер. К экипажу присоединяются врач и фельдшер. Теперь аэромедицинская бригада в сборе. За первый месяц круглосуточного дежурства они спасли больше 50 человек. После вызова у них не больше 10 минут, чтобы подняться в воздух. Летать приходится и за 20, и за 200 километров. Поэтому на борту геликоптера все необходимое, чтобы поддерживать жизнь пассажиров во время эвакуации. На борту помещаются сразу два пациента. «Аппараты для искусственного дыхания, инфозаматы для точного дозирования лекарственных средств, также есть монитор для мониторинга параметров жизненно важных функций организма. Происходит непрерывное лечение. Производить дефибрилляцию можем прямо в воздухе, имеется диэлектрический пол для того, чтобы не было последствий для механической части вертолета», – рассказал врач. Санитарная авиация много раз доказывала, что сила в скорости. Сегодня, оказывается, еще и в комфорте. Больше всего этот вертолет ценят за свободный доступ к салону. «Открываем задний отсек. Преимущество этого вертолета – это хорошая погрузочная площадь. Проем для погрузки пациентов любой массы, любой комплекции. Вертолет позволяет нам стоять в полный рост, не сгибаться. Это немаловажно для подъема и опускания носилок», – отметил врач ЦЭМП Сергей Агафонов. А это центр управления полетами. Именно здесь решают, какую аэромедицинскую бригаду куда отправлять. В среднем в день по 120 выездов и вылетов. Поэтому и вертолетов на службе ЦЭМПа сразу пять. Площадок для них по городу – десятки. Один вертолёт базируется на юго-востоке, 7-я городская больница имени Юдина. 15-я городская клиническая больница на востоке, один вертолет находится на аэродроме Астафьево, там же есть два запасных вертолета, которые в случае чего вылетают на место. На круглосуточный режим санавиация перешла во время чемпионата мира по футболу. За время ночных смен спасли 79 человек. Захира Юлдашева на операционный стол она доставила за три часа после вызова. Сердечный приступ застал его в Подмосковье, где Захир гостил у друзей. В результате – первый раз в жизни попал в геликоптер. «Согласие взяли, сказали: на вертолете полетите? Говорю: смотрите, как вам удобнее и быстрее. Плохо мне. Они меня повезли. Быстро, удобно, но, правда, трясло много в вертолете», – вспоминает Захир Юлдашев. В наземной карете скорой помощи шансов выжить было бы немного. Но по воздуху Захира доставили в реанимацию вовремя. «Сделано эндоваскулярное вмешательство, то есть восстановлен кровоток в артериях, которые снабжают сердечную мышцу кровью. Слава богу, у пациента, благодаря такому быстрому оказанию медицинской помощи инфаркт миокарда не развился», – рассказал заведующий 9 отделением анестезиологии и реанимации 15-ой городской больницы Михаил Арефьев. Вертолет с авиамедицинской бригадой на борту — это не просто скорая, это молниеносная помощь. Воспользоваться ей могут пока 10 медучреждений, где есть взлетно-посадочные площадки.