Пенсионная реформа 2019 — что изменится с 1 января 2019 года

 

Пенсионные прения пришли к логическому завершению, чего и следовало ожидать. От этих новшеств мало кто остался в восторге. Но с другой стороны есть и плюсы, благодаря которым многие смогут получить увеличенные пособия, дополнительные привилегии. Государство позаботилось о всех слоях населения Российской Федерации, учло особенности каждого из них. Президент одобрил нововведения к действующему законодательству. Они скоро вступят в действие, и все новшества можно будет оценить не только на бумаге, но и в реальности. Как будет рассчитываться пенсия в 2019 году В РФ с 2015 года действует «балльная» система учета пенсионных прав граждан в страховой системе. Чтобы стать обладателем пенсии, нужно иметь определенное количество «пенсионных» баллов и страховой стаж. В 2025 году оба показателя достигнут максимальных показателей – число пенсионных баллов 30 и стаж не менее 15 лет. На текущий момент времени действуют переходные нормы. Однако, в социальном блоке правительства (и лично вице-премьер О.Голодец) уверены в том, что предложенная система оказалась крайне непростой, методология расчета пенсии в ее рамках не всегда понятна и обоснована. Правильнее было бы сказать, что гражданам она непонятна совершенно. Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) привязан к стажу и уровню дохода. В результате, работники бюджетной сферы (да и не только бюджетной, но и во многих регионах – любой сферы), которые имеют невысокий доход, и на пенсии не смогут рассчитывать на достойные выплаты. При этом, стоимость 1 пенсионного балла утверждается ежегодно законом о бюджете на будущий год. Такие нормы будут действовать до 2019 года. А вот с 01.01.2019 по 2024 год решили остановиться на четко фиксированной стоимости пенсионного балла: 2019 год – 87,24 руб. 2020 год – 93,00 руб. 2021 год – 98,86 руб. 2022 год – 104,69 руб. 2023 год – 110,55 руб. 2024 год – 116,63 руб. Также решено, что фиксированная выплата (ФВ) в те же годы будет прирастать ежегодно (в 2018 она составляет 4982,90 руб.) в таком порядке: 2019 год – 5334,19 руб. 2020 год – 5686,25 руб. 2021 год – 6044,48 руб. 2022 год – 6401,10 руб. 2023 год – 6759,56 руб. 2024 год – 7131,34 руб. Вернемся к текущему виду пенсии. Формула расчета пенсионной выплаты, которая существует сейчас, выглядит следующим образом: Страховая пенсия = ИПК х на стоимость 1 балла + ФВ. Стоит отметить, что в законе № 350-ФЗ предусмотрена индексация страховой пенсии на весь период с 2019 по 2024 гг. Установленные в «твердой» форме данные показатели – это первый этап трансформации расчета пенсионных выплат, по словам Ольги Голодец. С 2025 года начнется второй их этап. Однако, по словам чиновника, полный отказ от системы ИПК не рассматривается. При этом, другие эксперты рынка предлагаю вернуться к денежному учету пенсионных прав граждан на их счетах. В то же время, изменений в расчете и выплате накопительной пенсии в уже принятом законе не предусмотрено. Споры вокруг закона о повышении возраста выхода на пенсию не утихают который месяц. Многие надеялись, что президент страны не утвердит реформу, но в октябре Владимир Путин всё-таки подписал федеральный закон. Выходить на пенсию россияне теперь будут на 5 лет позже, чем было до этого: женщины — в 60 лет, мужчины — в 65. 1. Людей лишили выбора. Раньше они могли сами выбирать, уходить на пенсию или продолжать работать. Сейчас всем в обязательном порядке продлили срок обязательного труда. При этом нет «подушки безопасности» для людей, которые по старым правилам должны были выйти на пенсию, а по новым — нет. Их просто поставили в другие условия — и всё. — На Западе, когда проходило повышение пенсионного возраста, были продуманы меры социальной поддержки для людей, попавших в переходный период. То есть для тех, кто должен был выйти на пенсию в определенном возрасте, и срок вдруг сдвинулся, — прокомментировала Елена Здравомыслова, профессор факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2. Размеры пенсий у разных категорий очень сильно отличаются. Лишь малая часть имеет право на какие-то привилегии. И если про льготы для работающих на Севере и военных всем известно, то про выплаты чиновникам обычно умалчивают. — Например, в Перми есть нормативный муниципальный акт: если человек проработал чиновником десять лет (в любой должности, просто был муниципальным служащим), то он потом до конца жизни ежемесячно получает доплату до трех четвертых своей зарплаты, — рассказала депутат гордумы Надежда Агишева. — То есть, если он получал 40 тысяч, а социальную пенсию назначили в размере 20 тысяч, то еще 10 тысяч он каждый месяц получает. Для Перми цена вопроса — 100 миллионов. Такую сумму городской бюджет тратит на доплаты ежегодно. 3. Уровень общественного контроля в сфере пенсионного обеспечения низкий. У людей разного возраста, к примеру, масса вопросов о том, что происходит с накопительной частью пенсии. 4. Для людей предпенсионного возраста не продумана система перевода на более легкий труд.Для беременных или получивших травму такая норма закреплена в законе, для людей старшего возраста — нет. Работодатель по своему усмотрению может облегчить условия работы. Но точно так же при этом он может существенно снизить оплату. 5. Людям предпенсионного возраста сложнее переучиваться. Многие были бы не против получить новую профессию. Но возможностей это сделать у людей в возрасте почти нет. 6. Из-за изменений законодательства возможно демпингование зарплат, то есть их искусственное занижение. С повышением пенсионного возраста растет нагрузка на рынок труда: работающих людей становится больше. Работодателям легко сыграть на страхе потерять работу у людей за 50, не попадающих под закон о запрете увольнения, и ухудшить им условия оплаты. 7. Молодежи будет сложнее устроиться на работу. Пункт вытекает из предыдущего: пока старшее поколение держится за рабочие места, что делать молодым? Сидеть на шее у старших родственников? 8. Изменится структура семейной взаимопомощи. Нынешние бабушки и дедушки могут сидеть с внуками или, если они подрабатывают на пенсии, помогать детям финансово. Повышение пенсионного возраста лишает обоих вариантов помощи. — В частности, это актуально для малых территорий, где пенсии и детские пособия — часто единственные «живые» деньги в семье. Особенно для тех, кто ведет натуральное хозяйство, — отметила во время обсуждения Надежда Нартова, научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург). 9. Продолжительность жизни растет, а качество — нет. Долгие годы — совсем не обязательно здоровые годы. Все знают и про очереди в поликлиниках, и про сложности с получением рецептов. Но проблема шире: отсутствие лифтов и пандусов лишает многих пожилых возможности просто выйти на улицу. В результате они годами сидят дома. Социальная смерть наступает раньше физической. Если раньше пожилым помогали их дети, только-только вышедшие на пенсию (женщины — в 55 лет), то сейчас срок такой помощи отодвинулся на пять лет. Либо кому-то из родственников среднего возраста приходится бросать работу, чтобы ухаживать за пожилыми. 10. Нет практически никакой поддержки семей, члены которых ухаживают за очень пожилыми родственниками. Людям за 70 нередко требуется постоянный уход. А полноценных государственных институтов, готовых помочь, нет. Как нет и законов о поддержке семей с пожилыми. Особенно хорошо это видно при сравнении ситуации с поддержкой молодых семей с маленькими детьми (для них предусмотрены выплаты, детские сады и пр.).