3 ноября в России отмечаются четыре православных церковных праздника. Преподобного Илариона, схимника Печерского Иларион, митрополит Киевский (11 в.), рус. правосл. богослов и церк. деятель. Митрополит Иларион Киевский занесен в святцы Русской православной церкви (21 октября). В этот же день чтится и еще один Иларион — схимник Печерский. Многие историки считают, что это один и тот же человек. О схимнике Иларионе известно, что он жил в одной келлии с преподобным Феодосием Печерским и прилежно занимался перепиской книг. Отличался особенно строгим воздержанием. Мирно почил в 1066 г. и был погребен в Дальних пещерах. Из «Повести временных лет» известно, что Иларион Киевский был священником княжеской церкви в с.Берестове (близ Киева) и что в 1051 по желанию кн.Ярослава Мудрого его поставили митрополитом. Летописец отмечает, что И. был «муж благ, книжен и постник». Митрополит принимал активное участие в просветительской и государств. деятельности кн.Ярослава. После смерти князя (1054) имя И. больше не встречается, а в 1055 в Киев прибыл новый митрополит, на сей раз грек. Известны следующие произведения Илариона: «Слово о Законе и Благодати», к к-рому примыкают «Молитва» и «Исповедание веры» (*атрибуция впервые была установлена прот.*Горским). И. писал еще в то время, когда был священником. «Слово» свидетельствует об обширной церк. эрудиции автора, богосл. образованности аудитории, к к-рой он обращался, и об оригинальности мышления И. Как и живший в том же столетии прп. Нестор Летописец, И. глубоко проникнут библ. *историзмом и рассматривает христианизацию Руси в контексте мировых событий и свящ. истории. Следуя ап.Павлу, он аллегорически толкует сказания Кн.Бытия об Агари и Сарре, к-рые являются для него *прообразами Ветхого и Нового Завета. И. противопоставляет *Закон и Благодать как два этапа *Домостроительства — несовершенный (ВЗ=Агарь) и совершенный (НЗ=Сарра). Согласно сказанию, рабыня Агарь родила Аврааму сына, когда еще не пришло время родиться подлинному наследнику — Исааку. Подобным же образом благодать медлила явиться среди людей и сама умолила Бога послать людям временное наставление — Закон. Он был тенью, «подобием, а не истиной». Как после рождения Исаака Агарь с Измаилом должны были покинуть дом, так и Закон был упразднен пришествием Христа Спасителя. Как поводом изгнания Агари послужило оскорбление, нанесенное ею госпоже, так и поводом к отторжению иудеев послужило их превозношение в те дни, когда «в Иерусалиме и иудеи и христиане были еще вместе». Закон померк, точно луна при восходе солнца. Благодать же начала распространяться среди народов, пока не дошла до Руси. И. подчеркивает национальную ограниченность Закона и *универсализм еванг. Благодати. И. исповедует веру в *единство Библии и благословляет «Господа, Бога Израилева, Бога христианского», ибо Он «не попустил твари Своей идольским мраком одержимой быть и в бесовском служении погибнуть. Но оправдал прежде племя Авраамово скрижалями и с Законом, после же через Сына Своего все народы спас Евангелием и Крещением, вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную». Иларионов день Народный праздник Иларионов день отмечается 3 ноября 2018 года (21 октября – дата по старому стилю). Это дата почтения верующими православной церкви памяти 3-х Иларионов – Великого, Псковоезерского (Гдовского), схимника Печерского, а также перенесения мощей святителя Илариона, епископа Меглинского. И. Великий жил и проповедовал в конце III – начале IV веков в Палестине. Христианство он принял во время изучения наук в Александрии. Когда ему исполнилось 15 лет, Иларион услышал о преподобном Антонии Великом и в течение 2-х месяцев прожил с ним, подражая ему во всем. Вернувшись домой, узнал о смерти родителей, и тогда решил стать отшельником. Раздав все деньги, он удалился от людей и начал жить в молитвах и посте. За свою жизнь Иларион Великий основал несколько монастырей, стал одним из первых проповедовать христианскую веру в Палестине. Предсказав свою смерть, он отправился в последнее путешествие, чтобы посетить могилу учителя. Жизнь его окончилась на Кипре. И. Гдовский был учеником преподобного Евфросина Псковского. В XV веке в Псковских краях возникали новые молитвенники – пустынножители. Одним из них и стал Иларион. Для своих молитв он выбрал пустынное место на реке Желча, где вскоре и основал монастырь. Преподобный питался одними травами и корешками, читал молитвы и сражался с духами. Он известен подвигом столпничества – молился в дупле сосны. И. Меглинский родился в Греции в знатной семье. Достигнув возраста 18 лет, он отказался от мирской жизни и стал иноком. В 1134 году был посвящен в сан епископа Меглинского, где и прослужил верою Господу Богу, исцеляя от болезней и искореняя ереси всю свою оставшуюся жизнь до самой смерти (1164-й год). В 1206 г. его мощи были переправлены в город Тернов. Иларион, схимник Печерский являлся учеником преподобного Феодосия. Был книгописателем. Погребен в Дальних пещерах. Традиции Иларионова дня В этот день начинала сыпать пороша. Дорога становилась непролазной, и поездки откладывались на другую дату. Если кто-то решался выехать, то ему, помимо дорог и перекрестков, сулила еще одна опасность – непроходимая грязь. Считается, что перекрестки связаны с нечистой силой. Очень часто в таких местах хоронили людей, которые погибали во время следования куда-либо. В некоторых областях у первого перекрестка через 40 дней после смерти человека прощаются с его душой. Существует поверье, что в таких местах появляются души умерших не своей смертью, поэтому для их успокоения здесь рассыпают зерна. Из старины пошла традиция ставить кресты у дороги или на перекрестках, где погибали люди в автомобильных катастрофах. Помимо памяти, это делается с той целью, чтобы перекреститься и тем самым оберечь себя от воздействия злых духов. Приметы на 3 ноября Если на Иларионов день не все листья упали, то зима будет холодной. Если дым в любую погоду поднимается столбом, то погода скоро наладится. Если на Иларионов день снег выпал и не растаял на деревьях, значит, не растает и на земле. Если в этот день стоит ясная погода и небо чистое, то температура будет падать. Если вечером тихо и ясно, то следующий день будет хорошим. Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского, в болгарский город Тырнов состоялось в 1206 году. До этого события тело святителя находилось в городе Меглине. Святитель Иларион получил хорошее христианское воспитание. В восемнадцать лет он ушел в монастырь, где вскоре за добродетельную и строгую жизнь был избран настоятелем. Он постоянно призывал иноков не терять дорогого времени, предназначенного для спасения. Особенно настойчиво искоренял Иларион пьянство. В 1134 году он был рукоположен в епископа Меглинского. В это время в Болгарии распространилась богомильская ересь. Святитель Иларион с апостольской ревностью и усердной молитвой встал на борьбу с лжеучением. Многие еретики после святительского наставления оставили лжеучение и вернулись в лоно Святой Церкви. Святитель преставился в 1164 году. Преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского Преподобный Иларион Гдовский, Псковоезерский, был учеником преподобного Евфросина Псковского (память 15 мая). В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители. Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребен у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря. Память преподобного Илариона Гдовского совершается также 21 октября, в день тезоименитства.