Table of Contents
В период карантина, введенного из-за пандемии коронавируса SARS-CoV-2, в России были введены системы слежения за соблюдением режима самоизоляции. Теперь возник вопрос об использовании данных, собранных уличными камерами, мобильными приложениями и другим оборудованием.
На 13 мая в мире зарегистрировано 4 358 055 случаев Covid-19. Россия по числу зараженных занимает третье место в рейтинге worldometers.info – 242 271 человек. За сутки зарегистрировано более 10 000 новых случаев. Динамика распространения инфекции пока не позволяет говорить о полной отмене карантина, как и отказе от использования средств слежения. Некоторые юристы опасаются, что данные, собранные благодаря эпидемии, толкнут Россию на «китайский» путь цифрового контроля населения.
Сохранение надзора
Теоретически закон обязывает удалять все собранные данные после того, как в них пропала потребность. Но подробно эта процедура не описывается. Учитывая регулярное продление карантина, власти минимум до лета сохранят право на использование личной информации.
Наиболее жесткие меры действуют в Москве. Человек, желающий покинуть «домашнюю» зону, должен передать на mos.ru множество сведений. Помимо ФИО и контактов, сайт требует указать:
- ИНН;
- место работы;
- номер машины и проездного;
- полные паспортные данные;
- пункт назначения и цель поездки.
Эта информация и так хранится в разнообразных базах. Но системы, введенные на карантине, позволяют формировать цифровой профиль гражданина. Вместе с камерами наблюдения, дополненными алгоритмами распознавания лиц, он позволит продолжить контролировать человека после завершения пандемии, предупреждает Станислав Селезнев, адвокат компании «Агора».
«Например, человека, перешедшего улицу в неположенном месте, могут временно лишить права посещения центров крупных городов на собственной машине или покупки авиабилетов через Интернет», – объяснил юрист.
Селезнев добавил, что новые сведения позволят усилить цензуру в социальных сетях. Оставив «неугодный» комментарий, пользователь рискует получить штраф и лишиться доступа ко всем сервисам «Госуслуг».
Утечка информации
Многие приложения для слежения за соблюдением карантина вводились в «сыром» виде. Помимо сбоев, они оставляют лазейки для кражи данных или их нецелевого использования «законными» структурами.
«Мы не знаем, как хранится и обрабатывается информация. Существует риск, что ее без ведома владельца будут использовать правоохранительные органы, банки или торговые платформы», – сказал Артем Козлюк, глава «Роскомсвободы».
Удаление информации может производиться на региональном уровне. Местная администрация будет запускать процесс после прекращения регистрации новых случаев коронавируса, объяснил юрист Александр Журавлев. Гражданам в этом случае он порекомендовал интересоваться в муниципалитетах о судьбе своего цифрового профиля, добиваясь, при необходимости, его удаления через суд.