Как создавался и развалился образ советской утопии

Правительство Никиты Хрущева утверждало, что СССР достигнет коммунизма к 1980 году. С этого момента Союз должен был вступить в утопическую среду, где гражданам не нужно беспокоиться о бытовых проблемах. Реалии показали нерентабельность планов.

Об отношении населения к обещаниям партии рассказывает анекдот. Старик заходит в кафе, оплачивает пару десятков кружек пива, но не забирает их, оставаясь за столиком. Напитки достаются остальным посетителям. Когда приехавшая милиция спрашивает гражданина о причинах поступка, он заявляет, что хотел увидеть коммунистический рай при жизни. Небезосновательные сомнения в наступлении всеобщего коммунизма испытывали и более молодые граждане.

Обещания партии

Рассказы о построении коммунизма к 1980 году прозвучали на XXII съезде Коммунистической партии. Собрание, проходившее в октябре 1961-го, включало поднятие вопроса о выносе из Мавзолея тела Иосифа Сталина. Инициаторы предполагали, что Владимиру Ленину (Ульянову) было «неуютно» рядом с человеком, уничтожившим проект распространения коммунизма по миру.

Как создавался и развалился образ советской утопии

Именно с целью глобального господства был создан Союз, отмечают источники. С приходом Сталина амбиции локализовались на существующих территориях. Не строя конкретных новых планов повсеместного распространения, участники XXII съезда сосредоточились на благоустройстве советских республик. К 1980-му чиновники планировали построить в них коммунизм за счет:

  • развития научно-технических отраслей;
  • улучшения быта граждан;
  • выхода на лидирующие позиции по производству и другим показателям в мире.

В отношении населения планировалось достичь максимального комфорта. В теории людям не пришлось бы думать о бытовых проблемах: от покупки хлеба до квартиры.

Практическая реализация

В реальности, становление коммунизма напоминало вышеупомянутый анекдот. Некоторые товары из СССР, вроде фотоаппаратов и микрофонов, пользовались популярностью за рубежом. Но многие изделия уступали иностранным аналогам; особенно это касалось ассортимента.

Квартиры действительно можно было получить бесплатно. Но в очереди на жилье люди стояли годами. Чуть меньше приходилось ждать автомобиль, крупную мебель или бытовую технику. За эти товары, в отличие от недвижимости, выдаваемой государством формально во «временное пользование», приходилось платить существенные суммы.

В наступлении «коммунистического рая» сомневались сами жители СССР. Более половины участников опроса, проведенного в 1998-м, верили в формирование утопической среды; но 63% сомневались, что это произойдет к 1980-му.