Table of Contents
Согласно славянскому народному календарю Пролетье отмечалось 14 мая (по новому стилю). Пролетьем называют конец зимы. В этот день славянами совершаются обережные обряды пробуждения земли, приносящие силу и здоровье.
Славянский праздник Пролетье отмечают 14 мая
Праздник начала лета в народном славянском календаре приходится на первое (четырнадцатое) мая. К настоящему времени можно выделить несколько его названий, в которых иногда причудливо смешиваются языческие и христианские верования. Чаще других, помимо Пролетья, встречается название Еремей Запрягальник, где имя «Еремей», по видимому, является искаженным от «Иеремий» — второй из четырех великих пророков «Ветхого Завета», больше всего известный, как автор «Книги пророка Иеремии». Его также часто называют «плачущим пророком», а его книги, помимо «Ветхого Завета», также входят в состав Танаха — еврейской Библии. В язычестве же этот праздник связывают с именем бога Ярило, олицетворяющего весну, радость и жизненную силу. Также, заметное место в обрядах при проведении празднества отводится богине плодородия и весны, Живе. Кроме того, этот праздник иногда именуют Запашник, Яремник и другими названиями, так или иначе связанными с началом посевных работ.
К настоящему времени Пролетье правильней всего называть «традиционным славянским праздником весны», не делая при этом упор на его происхождение и постепенное изменение под влиянием христианства. Это один из немногих, сохранившихся до наших дней, праздников, в котром элементы язычества вполне гармонично смогли слиться с элементами христианской религии, скорее дополнив друг друга, а не вступая в противоборство. Словом, Пролетье следует считать просто народным славянским праздником весны, начала лета и символической победы над суровой зимой.
Старинные сказания гласят, что в день Пролетья Ярило, облаченный в белые одежды и в венке из свежих алых маков ходит по полям, держа в руках колосья ярового хлеба. В тех местах, где ступает нога благого бога, появляются ранние всходы. Женщинами в течении дня готовится так называемая «майская каша», все жители общины собираются за накрытым столом, праздник сопровождается массовым гуляньем, песнями и хороводами. В некоторых поселениях существовал обычай изготавливать соломенное чучело, которое воздвигали на возвышенности. Чучело поджигали и танцевали вокруг него до тех пор, пока оно полностью не сгорит.
Традиции и обряды, особенности праздника
На Пролетье славянами совершаются обережные обряды пробуждения земли, приносящие силу и здоровье. В народе лето всегда ассоциировалось с силой и здоровьем. В день его прихода было принято воздавать почести Майе Златовласке, прародительнице всего божественного.
Майе устраивали ритуал поклонения на Капище богини судеб Макоши. После в селениях проходил ритуал возжжение священного огня, люди разжигали множество больших костров, которые своим светом и теплом знаменовали приход лета. Также обряды в Пролетье иногда входил опахивание земли – пахота плугом или сохой борозды вокруг определённого участка земли.
Славяне отмечали Пролетье с большим размахом и весельем. Традиционно в этот день устраивались скоморошьи и молодецкие забавы, игры, песни и хороводы.
Кроме того, существовал обычай, который можно охарактеризовать, как ритуал пробуждения земли от зимней спячки. С помощью плуга вокруг деревни или поселения очерчивался круг, за который, по поверьям, не могло проникнуть никакое зло. Ту же самую процедуру проводили вокруг поля, на котором предполагалось выращивать будущий урожай. Эта традиция была характерна не для всех областей. В южных регионах земля к наступлению Пролетья была уже, как правило, подготовлена к севу, и этот день целиком посвящался отдыху и веселью перед предстоящими полевыми работами. Старейшины решали, в какой именно день начинать сев, при этом обращая особое внимание на приметы, определенные многими поколениями. Например, если день Пролетья выдавался пасмурным — это свидетельствовало о прохладном и дождливом лете. Также старцы произносили особые молитвы, раскланиваясь на три стороны светы, кроме севера. В более поздние времена в этих молитвах упоминается и имя пророка Иеремии, преимущественно, среди восточных славян.