Компьютерные игры-шутеры могут атрофировать мозг

 

Увлечение шутерами и некоторыми другими компьютерными играми не только улучшает реакцию и краткосрочную память, но и ведет к атрофии центра долгосрочной памяти в мозге человека, установили канадские ученые. «Компьютерные игры, как показали наши коллеги, могут улучшать работу некоторых регионов мозга, связанных со вниманием и краткосрочной памятью. Но оказывается, что у этих улучшений есть своя скрытая цена, выражающаяся в деградации гиппокампа, центра долговременной памяти», — рассказывает Грег Уэст (Greg West) из университета Монреаля. Канадские исследователи провели эксперименты, в рамках которых наблюдали не за изменениями в отдельных регионах мозга, а за всей нервной системой в целом. Ученые собрали две группы добровольцев, одна из которых включала в себя примерно два десятка заядлых геймеров, а вторая – аналогичное число людей, не увлекающихся видеоиграми. Перед экспериментом ученые попросили геймеров устроить длительный сеанс «запойного» гейминга и поиграть в Call of Duty, Killzone, Borderlands 2 или любую другую любимую «стрелялку» на их игровой консоли на протяжении 90 часов. Ученые отсканировали их мозг при помощи магнитно-резонансного томографа, после чего предложили им пройти простую игру-тест на реакцию и память, в рамках которой они должны были запомнить выход из лабиринта и вывести одинаковые фигурки из них четыре раза. С одной стороны, эти эксперименты подтвердили, что геймеры обладают более быстрой реакцией и лучшей эпизодической памятью. Это выражалось в повышенной толщине и активности тех участков коры и глубинных слоев мозга, которые отвечают за эти функции. С другой стороны, этот «апгрейд» не был бесплатным для них – повышение активности так называемого полосатого тела мозга, управляющего реакцией и краткосрочной памятью, привело к снижению активности гиппокампа, центра долговременной памяти. Это привело к тому, что гиппокамп геймеров начал атрофироваться. Как подчеркивают ученые, не все игры действуют на мозг подобным образом – параллельно они проводили эксперименты с другой группой добровольцев, представители которой играли в трехмерную версию «Марио». Работа гиппокампа у таких геймеров не ухудшилась, а улучшилась, а работа полосатого тела не поменялась. Особенно сильно это проявлялось в играх, где не было «компаса», встроенных карт и других методов навигации, которые заставляли игроков самостоятельно запоминать ориентиры и пользоваться памятью во время игры. По этой причине ученые советуют разработчикам игр усложнять их геометрию и ландшафт, и отказываться от автоматической навигации для того, чтобы помочь игрокам избежать атрофии мозга.