Психологические особенности представителей женского и мужского пола

Ребенок грудного возраста достаточно тонко различает признаки половой принадлежности у взрослых. Характер выражения лица других людей он воспринимает очень четко и определенно. Знание собственной половой принадлежности развивается к двум-трем годам. Признаки половой принадлежности в этом возрасте проявляются лишь строением наружных половых органов. Сознание собственной половой принадлежности является основой формирования психической структуры, определяющей поведение, принятое в дан­ном обществе для представителей мужского и женского пола. Уже с этого времени ребенок по-разному относится к детям своего и противоположного пола. Кокетство — побуждение привлечь к себе внимание — наблюдается у девочек уже в раннем возрасте. Стыдливость появляется после 3 лет. Сначала это отношение ко всем людям, затем к представителям противоположного пола.
Психологические особенности представителей как мужского, так и женского пола заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его. Эти различия не определяются характером воспитания, а, напротив, в значительной мере определяют его.
{dom-lady.ru}
Девочки подражают женщинам, усваивая образцы женской деятельности. Мальчики непроизвольно подражают мужчинам. В центре внимания девочки, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия — взаимоотношения между людьми, предметы потребления — одежда, утварь, дом. Они склонны к попечительской деятельности — ухаживать, нянчить, проявлять заботу и так далее. Любят наставлять, поучать, что рассматривается как проявление материнских функций. Это заметно в выборе игрушек и характере игр. Девочки более внушаемые, лучше приспосабливаются к обстоятельствам, более терпеливы, аккуратны, добросовестны, обладают повышенным интересом к своей внешности. С раннего возраста в поведении девочки проявляется женственность — чуткость эмоционального восприятия, психологическая пластичность натуры, специфическая привлекательность для противоположного пола, качества матери.

В противоположность девочкам у мальчиков формируется мужественность. Мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных представлениях, склонны к преобразующей деятельности, у них выше математические способности, они более решительны в действиях, подвижны, непоседливы, смелы, у них шире круг интересов. Мальчики предпочитают типичное для своего пола поведение, которое принято считать мальчишеским в данном обществе, прислушиваясь к оценкам взрослых.

Психологический аспект созревания детородной функции называется сексуальным развитием. Элементарно сексуально значимые реакции непроизвольны, неосознанны, первоначально не связаны с половым влечением и не имеют значения для осознания ребенком его половой принадлежности. Информация сексуального характера оказывается личностно значимой, то есть связанной с одной из базисных потребностей человека — половой. Это связано со специфическим действием половых гормонов, в первую очередь андрогенов. Некоторые сведения сексуального характера дети должны получать, когда их значимость еще не так велика, а интерес к этой информации является выражением общих познавательных интересов, а не специфической его направленности.

Стремление к общению с представителями другого пола развивается раньше, чем стремление к половому контакту.

Половое влечение — своеобразное отношение представителей одного пола к представителям другого пола. Оно — естественное и необходимое свойство развивающегося человека и должно формироваться правильно. Человеку дано больше, чем примитивный половой инстинкт. Человек обладает разумом и волей, которые позволяют управлять этим инстинктом. Чем богаче духовный мир человека, тем ему легче управлять своим половым влечением. Необходимо знать специфические особенности противоположного пола, учитывать их и уважать.